Уважаемые преподаватели филологического факультета!

Кафедра журналистики приглашает Вас 17 ноября в 11-00 в КПЦ

на праздничный концерт, посвященный 25-летию кафедры журналистики.

С уважением, оргкомитет.

   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

Вопросы ГАК

по русскому языку

для студентов  специальности «Филология»

V курса дневного отделения «Русский язык, литература и иностранный язык»

и VI курса заочного отделения со  специализацией «Русский язык и литература»,

«Библиотековедение и библиография»

 

  1. Проблема происхождения русского литературного языка и характеристика основных этапов его становления.
  2. Русский национальный язык, его структура. Русский литературный язык, его основные признаки. Нелитературные формы русского национального языка (диалекты, просторечие, жаргоны, арго, сленг).
  3. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка.
  4. Старославянский язык как важнейший источник древнерусского литературного языка. Соотношение понятий: праславянский язык, старославянский язык, древнерусский язык, церковнославянский язык.
  5. Диалекты, их своеобразие; основные типы русских говоров. Роль диалектов в формировании и развитии русского литературного языка.
  6. Стилистическая дифференциация русского литературного языка. Лингвистические и экстралингвистические признаки стилей.
  7. Культура речи, ее современное состояние. Качества хорошей речи. Литературная норма.
  8. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.
  9. Состав и система гласных и согласных звуков. Взаимодействие и изменение звуков в речевом потоке. Влияние процесса падения редуцированных на формирование фонетической системы русского языка.
  10.  Состав и система гласных и согласных фонем в современных фонологических учениях.
  11.  Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Словари и справочники по орфоэпии.
  12.  Современная русская графика. Состав и история русского алфавита.
  13.  Русская орфография. Принципы и типы современного правописания в русском языке. Современные орфографические словари и справочники.
  14.  Системно-семасиологический аспект лексической системы русского языка. Слово как основная единица языка.
  15.  Социолингвистический аспект лексической системы русского языка.
  16.  Фразеологическая система русского языка. Значение и типы фразеологических единиц. Функционально-стилевая дифференциация фразеологизмов.
  17.  Лексикография. Типология и классификация словарей. Новое в русской лексикографии.
  18.  Морфема, ее признаки. Типы морфем.
  19.  Основа слова. Типы основ. Исторические изменения в структуре слова.
  20.  Основные способы словообразования в русском языке и активные процессы в современном словообразовании.
  21.  Грамматическая форма, грамматическое значение слова, граммема, морфологическая категория. Принципы классификации морфологических категорий.
  22.  Система частей речи в современном русском языке. Модальные слова и междометия как особые грамматические разряды слов. Явления переходности в системе частей речи.
  23.  Имя существительное; лексико-грамматические разряды существительных и семантико-грамматические признаки.
  24.  Категория рода, числа, падежа имен существительных в русском языке. Типы склонения существительных. Варианты падежных окончаний  в современном русском языке  как результат исторического развития  именной системы склонения.
  25.  Имя прилагательное. Особенности полных и кратких имён прилагательных. Типы и варианты склонения полных прилагательных.
  26.  Имя числительное; разряды, структурные типы. Вопрос о порядковых числительных и неопределенно-количественных словах.
  27.  Вопрос о местоимении как о части речи в русском языке. Разряды местоимений по значению, их грамматические особенности. История формирования местоимений третьего лица. Разряды местоимений по соотнесённости с другими частями речи.
  28.  Глагол в системе самостоятельных частей речи. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола.
  29.  Основы глагола, их роль в глагольном формообразовании. Классы глаголов. Узкая и широкая трактовка спряжения глаголов. Типы спряжения глаголов. Глаголы с неполной парадигмой. Безличные глаголы.
  30.  Категория вида и способы глагольного действия в русском языке.
  31.  Категория залога русского глагола.
  32.  Предикативные глагольные категории наклонения, времени, рода и лица.
  33.  Непредикативные глагольные формы: причастие и деепричастие.
  34.  Наречие. Морфологические и синтаксические особенности наречий. Вопрос о словах категории состояния (предикативах).
  35.  Служебные части речи, их общие лексико-грамматические особенности. Вопрос о связках. Междометие. Место междометий в системе частей речи.
  36.  Функционально-семантическая категория модальности и способы ее выражения в русском языке. Модальные слова и их место в системе лексико-грамматических разрядов слов.
  37.  Словосочетание. Типы словосочетаний.
  38.  Предложение как коммуникативная единица, его признаки. Классификация предложений.
  39.  Главные члены предложения как предикативная основа простого предложения.
  40.  Второстепенные члены предложения, типы и способы морфологического выражения. Детерминанты и ситуанты.
  41.  Односоставные предложения, их типы. Неполные и эллиптические предложения. Нечленимые предложения.
  42.  Простое осложнённое предложение.
  43.  Актуальное членение предложения.
  44.  Сложноподчинённые предложения, их типы.
  45.  Сложносочинённые предложения и бессоюзные сложные предложения, их типы, особенности и специфика.
  46.  Многочленные сложные предложения, их типы по главному средству связи. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных. Предложения с сочинением, подчинением и бессоюзной связью.
  47. Сложное синтаксическое целое и абзац. Типы сложных синтаксических целых. Монолог и диалог.
  48. Текст как языковая единица. Его категориальные признаки. Вопрос о единицах текста. Средства  межфразовой связи в тексте.
  49. Чужая речь, ее разновидности. Особенности прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Замена прямой речи косвенной речью.
  50.  Основы русской пунктуации. Пунктуация и синтаксическая система русского языка. Пунктуация и интонация. Типы знаков препинания.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  ВОПРОСЫ   /ГАК-2012/  

ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Истоки и памятники древнерусской литературы.

2. Былины. Вопрос о периодизации. Идейно-художественная характеристика былин.

3. «Слово о полку Игореве». Идейное содержание, художественные особенности произведения.

4. Классицизм в русской литературе XVIIIвека. Эволюция жанры оды.

5. Сентиментализм как метод и направление в русской литературе XVIIIвека. Повести Н.М. Карамзина.

6. Русское Просвещение. Основные жанры (сатира, журнальная сатира, драматургия, проза).

7. Своеобразие эстетики и поэтики романтизма. Творчество В.А. Жуковского. Философско-эстетические основы лирики. Эволюция жанровой системы. Баллады, их идейное и художественное своеобразие.

8. А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт, проблематика, образы, идейный смысл.

9. Идейно-тематическое и художественное своеобразие лирики А.С. Пушкина.

10. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Идейно-художественное своеобразие.

11. Образная система, художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

12. Эволюция жанра поэмы в творчестве А.С. Пушкина («Цыганы», «Полтава», «Медный всадник»).

13. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Художественное своеобразие произведения.

14. Идейно-тематическое своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. (Анализ одной из поэм по выбору студента).

15. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Проблематика, образы, художественное своеобразие, проблема метода.

16. Н.В. Гоголь «Петербургские повести». Идейно-тематическое содержание, художественное своеобразие произведения.

17. Н.В. Гоголь «Ревизор». Новаторский характер комедии, художественное своеобразие, система образов.

18. Н.В. Гоголь «Мертвые души». Идейно-тематическое содержание, своеобразие жанра, смысл названия произведения.

19. Лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности жанра, идейно-тематическое своеобразие, система образов.

20. Вселенная, природа, человек и Россия в художественном мире Ф.И. Тютчева.

21. И.А. Гончаров «Обломов». Мифопоэтическое и аналитическое в романе.

22. И.С. Тургенев «Записки охотника». Идейно-художественное своеобразие произведения.

23. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Проблематика и система образов в романе. Образ демократа-разночинца в изображении писателя.

24. Драматургия А.Н. Островского. (Анализ одной из пьес по выбору студента).

25. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина, её особенности.  (Анализ одного из произведений по выбору студента).

26. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Социально-философская проблематика, идейно-художественная структура романа.

27. Ф.М.  Достоевский «Идиот». Проблема «абсолютного положительного» человека в романе.

28.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы». Религиозно-философская проблематика романа.

29. Л.Н. Толстой «Война и мир». Художественное своеобразие, философская проблематика.

30. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Идейно-художественное своеобразие, образная структура романа.

31. Идейно-художественное своеобразие прозы А.П. Чехова. (Анализ произведений по выбору студента).

32. Своеобразие драматургии А.П. Чехова. (Анализ пьесы по выбору студента).

33. Социально-нравственная проблематика прозы А.И. Куприна. (Анализ произведения по выбору студента).

34. Проза И.А. Бунина. Проблематика, поэтика, особенности стиля.

35. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.

36. Тема России в творчестве А.Блока.

37. Модернизм в русской поэзии «серебряного века». Эстетические программы и художественная практика символистов, акмеистов,  футуристов.

38. Основные темы и мотивы лирики С. Есенина.

39. Литература русского зарубежья 1920-30-х гг. Творчество В.В. Набокова. Роман «Машенька».

40. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблематика, система образов, художественное своеобразие  романа.

41. Тема ГУЛАГа в «возвращённой» литературе 1980-90-х гг. (А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов,               Ю.О. Домбровский). Анализ произведения по выбору студента.

42. Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака (общая характеристика).

43. Жизненный и творческий путь М. Цветаевой (общая характеристика).

44. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Образ народного героя. Художественное своеобразие произведения.

45. Л. Леонов «Русский лес». Проблематика, система образов, поэтика романа.

46. М.А. Шолохов «Тихий Дон». Народ и революция. Драматизм судьбы Григория Мелехова.

47. А.Н. Толстой «Пётр Первый». Эпоха, народ и личность в романе.

48. Творческий путь А. Солженицына. Жанровое многообразие, проблематика, поэтика произведений.

49. Тематика, своеобразие конфликта и художественные особенности прозы В.М. Шукшина.

50. Решение нравственных проблем в повестях и рассказах В.Г. Распутина. (Анализ произведения по выбору студента).

 

ВОПРОСЫ ГАК

по Методике преподавания русского языка

для студентов  Vкурса дневного и курса заочного отделения

специальности «Филология» со специализацией

«Русский язык и литература. Библиотековедение и библиография»

20011/2012 учебный год

  1. Лингвистические, психологические, дидактичес­кие основы курса «Методика преподавания русского языка».
  2. Содержание курса русского языка в средней школе Структура современного школьного курса русского языка. Анализ программ по русс­кому языку, их осо­бенности.
  3. Общедидактические и частнометодические принципы изучения русского языка в шко­ле.
  4. Учебник как ведущее средство обучения русскому языку. Лингвистическая база учебников. Пособия, дополняющие учебник.
  5. Урок как основная  форма обучения. Структурные элементы урока и их функции. Характеристика основных типов уроков русского языка.
  6. Критерии оценки урока по русскому языку в современной школе.
  7. Методы обучения русскому языку. Инновационные технологии повышения эффективности уроков русского языка.
  8. Внутрипредметные и межпредметные связи на уроках русского языка.
  9. Чтение как вид речевой деятельности. Требования, проявляемые к текстам для чтения.
  10. Говорение как вид речевой деятельности. Упражнения, развивающие умения и навыки го­во­ре­ния.
  11. Методика изучения фонетики и графики: методы, приемы, виды упражнений.
  12. Методика изучения лексики и фразеологии: методы, приемы, виды упражнений.
  13. Система работы по обогащению словарного запаса учащихся.
  14. Методика изучения морфемики и словообразования: методы, приемы, виды упражнений.
  15. Принципы русской орфографии и методика обучения правописанию.
  16. Типы орфографических ошибок. Методика работы над орфографическими ошибками.
  17. Диктант в системе формирования навыков правописания. Виды диктантов.
  18. Методика изучения именных частей речи.
  19. Методика изучения глагола. Специфика изучения причастий и деепричастий.
  20. Методика изучения служебных частей речи: методы, приемы, виды упражнений.
  21. Методика изучения простого предложения: методы, приемы, виды упражнений.
  22. Методика изучения сложного предложения: методы, приемы, виды упражнений.
  23. Изложение в системе работы по развитию связной речи. Методика работы над изложениями разных видов.
  24. Сочинение в системе работы по развитию связной речи. Методика работы над сочинениями разных видов.
  25. Пути оптимизации учебно-воспитательной работы на уроках русского языка.
   
litera.spsu.ru