25 октября 2024 года в Русском центре фонда «Русский мир» ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко» состоялся научный семинар кафедры русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета «Лингвосинергетика как новое направление современного языкознания». Ознакомиться с актуальным направлением в лингвистической науке смогли студенты-бакалавры, учителя школ, магистранты и преподаватели.

EA_251024.jpg

Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Екатерина Афанасьевна Погорелая представила фундаментальный теоретический доклад «Принципы синергетики в функциональной лингвистике». Она отметила, что зародившаяся в 70-80-х гг. XX века в нелингвистических науках синергетика как новый метод исследования была заимствована лингвистикой, что позволило специалистам использовать новые методы и способы описания и изучения языка. Благодаря синергетическому подходу стало возможным изучать язык в динамике, как развивающуюся самоорганизующуюся систему.

Профессор Е.А. Погорелая подчеркнула, что актуальная задача лингвистической науки состоит в том, чтобы выйти за рамки структурно-семантических свойств языка и доказать, что язык является не только сложной, но и самоорганизующейся системой, ведь синергетика – новое направление в рамках антропоцентрической парадигмы, в центре исследования которой находится языковая личность, которая выходит за пределы языка.

Применение нового подхода к анализу текста представила доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Елена Григорьевна Луговская, которая выступила с докладом «Жираф как самоорганизующееся семиотическое пространство (синергетический анализ стихотворения Н. Гумилева)». Сообщение Е.Г. Луговской вызвало большой интерес у аудитории, которая задавала вопросы по методике проведения синергетического анализа текста.

В заключении участники научной дискуссии поделились своими мнениями и отметили актуальность синергетики как нового направления в лингвистических исследованиях.

Выступления учителей (Кольчик Е.), преподавателей (Полежаева С.С., Романенко В.А., Пузов Н.А.) свидетельствуют о важности знакомства коллег и студентов с новым направлением в современном языкознании. Использование новой методологической платформы в практике преподавания языка в вузе и в школе даст возможность по-новому интерпретировать художественный текст.

rya_251024.jpg